Техническое освидетельствование кранов

Все вновь прибывшие в часть грузоподъемные машины до начала работы должны быть подвергнуты техническому освидетельствованию. Цель его - установить:

- соответствие грузоподъемной машины правилам устройства и представленной при регистрации документации;
- состояние грузоподъемной машины;
- соответствие организации обслуживания машины правилам эксплуатации.

В зависимости от назначения различают следующие виды технического освидетельствования:

- первичное, которому подвергаются вновь изготовленные грузоподъемные машины;
- периодическое, которому подвергаются все установленные грузоподъемные машины;
- внеочередное.

Первичное техническое освидетельствование грузоподъемных машин, выпускаемых заводом и перевозимых на место эксплуатации в собранном виде, производится ОТК завода-изготовителя.

Периодическое техническое освидетельствование может быть полным и частичным, причем полное проводится не реже одного раза в три года, а частичное не реже одного раза в год. Исключения составляют редко используемые краны, у которых периодическое полное техническое освидетельствование выполняется один раз в пять лет. Отнесение крана к категории редко используемого производится по согласованию с органами Котлонадзора.

Внеочередное техническое освидетельствование грузоподъемных машин осуществляется в следующих случаях:

- после их монтажа на новом месте;
- после их реконструкции и переустройства, вызвавших изменение грузоподъемности, или - после их капитального ремонта;
- после капитального ремонта или переустройства ферм, портала, башни или стрелы;
- после смены механизма подъема, крюка, а также грузовых, стреловых, вантовых и несущих канатов.

Первичное и внеочередное техническое освидетельствования могут быть только полными.

Полное техническое освидетельствование грузоподъемных машин состоит из осмотра, статического и динамического испытаний; частичное — только из осмотра.

При осмотре грузоподъемной машины проверяются:

- ее механизмы и электрооборудование, приборы безопасности, тормоза и аппараты управления, освещение и сигнализация;
- состояние металлоконструкций, сварных (заклепочных) соединений, крюка и деталей его крепления в обойме или траверсе, канатов, блоков, осей и деталей их крепления, грузового полиспаста и подвески стрелы;
- заземление электрических кранов и подкранового пути.

В результате статического испытания грузоподъемных машин проверяется прочность отдельных их элементов, а у стреловых кранов — также их грузовая устойчивость.
Статические испытания вновь изготовленных грузоподъемных машин производятся нагрузкой, превышающей их грузоподъемность на 25%, а испытания при периодических и внеочередных технических освидетельствованиях — нагрузкой, превышающей их грузоподъемность на 10%.

Первичное статическое испытание вновь изготовленных стреловых кранов с механизмами изменения вылета стрелы ведутся по всем грузовым характеристикам; количество подъемов груза должно быть не менее трех на каждом вылете стрелы, при этом груз поднимается на 100—300 мм. При испытании стреловые краны должны находиться в положении, соответствующем наибольшей грузоподъемности крана.

Во всех случаях испытания стреловых кранов поворотная часть их должна быть в положении, отвечающем наименьшей устойчивости (стрела перпендикулярна оси крана).
Порядок проведения операций при статическом испытании:

- кран размещается на аутригеры па ровной площадке; проверяется его горизонтальность с помощью уровня;
- устанавливается вылет стрелы;
- груз подвешивается на крюк;
- груз поднимается на 100—300 мм от поверхности земли и выдерживается в течение 10 мин;
- груз опускается на землю;
- осматриваются механизмы и металлоконструкции крана.

Динамические испытания крана производятся максимальным грузом и имеют целью проверку действия механизмов и их тормозов. Динамическое испытание при периодическом освидетельствовании может выполняться тем же грузом, что и статическое, т. е. на 10% превышающим грузоподъемность крана.

При динамическом испытания осуществляется многократный подъем и опускание груза с торможением, а также проверка действия всех других механизмов грузоподъемной машины.
Лицо, проводившее техническое освидетельствование, записывает результаты в паспорт грузоподъемной машины. При наличии опасных дефектов кран к работе не допускается, о чем в паспорте делается мотивированная запись.

Съемные грузозахватные приспособления (стропы, цепи, траверсы, клещи и т. д.) после изготовления подлежат техническому освидетельствованию на заводе-изготовителе, а после ремонта — на заводе, где происходит ремонт. При техническом освидетельствовании они осматриваются и испытываются нагрузкой, в 1,25 раза превышающей их номинальную грузоподъемность. В процессе эксплуатации должны подвергаться периодическому осмотру не позднее чем через каждые 6 месяцев — траверсы; один месяц— клещи, другие захваты и тара; каждые 10 дней — стропы.

Результаты осмотра съемных грузозахватных приспособлений должны записываться в журнал учета и осмотра.

Тара после изготовления осматривается. Испытание грузом для нее не обязательно.

Для статического и динамического испытаний в парке машин должна быть предусмотрена специальная площадка с набором необходимых грузов.

Комментарии закрыты.