Основные узлы и механизмы экскаватора Э-652А

Принципиальная схема трансмиссии показана на рисунке.

Главная муфта и цепной редуктор передают крутящий момент от коленчатого вала двигателя к трансмиссии экскаватора. Цепной редуктор снижает число оборотов ведомого вала в 4,2 раза по сравнению с числом оборотов дизеля. С помощью главной муфты дизель может быть отключен от трансмиссии при пуске, перед остановкой и т. д. Муфта — однодисковая, сухая, непостоянно замкнутая; не имеет жесткой связи с маховиком дизеля.

Конструкция муфты аналогична конструкции муфты трактора Т-100М.

Главный реверс предназначен для изменения направления движения. Он состоит из трех конических шестерен. Горизонтальный вал реверса связан четырехрядной цепью с главной муфтой и при включении ее вращается’ в направлении, совпадающем с направлением вращения вала дизеля.

Реверс главной лебедки служит для того, чтобы изменять направление вращения ее левого барабана (возврат рукояти). Он применяется для опускания груза на режиме двигателя при работе краном. На валу реверса установлена лебедка подъема стрелы и механизм ограничения скорости опускания стрелы.

Главная лебедка является одним из основных узлов экскаватора. На экскаваторе расположена одновальиая двухбарабанная лебедка, привод которой осуществляется зубчатой передачей отвала реверса главной лебедки. О назначении барабанов главной лебедки можно узнать из таблицы.

Опорно-поворотное устройство служит для передачи нагрузки от поворотной платформы на ходовую часть и обеспечения поворота поворотной платформы и рабочего оборудования на 360° в обе стороны относительно ходовой части экскаватора с помощью поворотного механизма. Конструкция устройства — мягкороликовая с центральной цапфой и захватными роликами, предназначенными для восприятия опрокидывающего момента.

Механизм поворота представляет собой двухскоростную зубчатую передачу, валы которой размещены вертикально в поворотной платформе. На нижнем консольном конце вторичного вала имеется планетарная шестерня, которая находится в зацеплении с зубчатым венцом ходовой рамы, а на верхнем конце установлен ленточный постоянно замкнутый тормоз поворотного механизма. Первичным валом механизма является вертикальный вал главного реверса. Низшая передача включается при работе экскаватора с крановым и копровым оборудованием, высшая передача — в остальных случаях.

Напорный механизм предназначен для осуществления напорного движения ковша и изменения вылета рукояти. Он состоит из напорного барабана, втулочно-роликовых напорных цепей, седла рукояти с тремя блоками, уравнительного блока на заднем конце рукояти и канатов — напорного и возвратного.

Назначение барабанов главной лебедки

Вид рабочего оборудования

Барабан

 

Правый

левый

Прямая лопата

Подъем ковши

Напор и возврат рукояти

Драглайн

Подтягивание ковша

Подъем ковша

Обратная лопата

Подтягивание ковша, опускание стрелы с забросом ковша

Подъем и опускание стрелы вместе с рукоятью и ковшом

Кран

Оба барабана блокируются как один и работают на подъем и опускание груза

Грейфер

Подъем ковша

Замыкание челюстей
ковша

Рыхлитель мерзлых грунтов

Не используется

Подъем дизель-молота

При включении левого барабана главной лебедки движение к напорному барабану передается через звездочку главной лебедки и цепь. При этом на него наматываются сразу оба конца напорного каната, петля которого проходит через крайние блоки седлового вала и огибает уравнительный блок на заднем конце рукояти. Петлей канат нажимает на рукоять, создавая напор. В это время канат возврата сматывается с напорного барабана и позволяет рукояти свободно выдвигаться вперед. При возврате рукояти происходит наматывание каната, так как напорный барабан вращается в обратную сторону.

Напорный механизм применяется только при оборудовании экскаватора прямой лопатой.
Поворотная платформа является базой. На ней размешаются все агрегаты и механизмы, которые совершают поворот во время экскавации. На поворотной платформе монтируется двуногая стойка, предназначенная для удержания стрелы и служащая опорой стрелопоъемного механизма при различном сменном рабочем оборудовании. Она состоит из двух вертикальных, двух наклонных штанг поперечного вала и трех блоков.

Ходовой механизм предназначен для передвижения экскаватора. Крутящий момент на ходовой механизм передается от вторичного вала поворотного механизма и поэтому имеет две передачи движения вперед и две назад. Ходовой механизм включает в себя коническую передачу, вертикальный и горизонтальный валы (на последнем закреплены шестерни и звездочки цепей привода ведущих колес гусеничного хода).

Ходовая рама представляет собой литую стальную отливку диаметром 1410 мм с диагональными и вертикальными ребрами, поддерживающими стакан с отверстием под центральную цапфу.
Гусеничный движитель состоит из двух многоопорных гусеничных тележек, жестко скрепленных между собой двумя поперечными балками ходовой рамы. На раме тележки закреплены оси напорных и поддерживающих катков. На каждой тележке установлено пять опорных катков и два сдвоенных (правых и левых) поддерживающих ролика.

В вилках рамы размещаются ведущее и натяжное колеса гусеничной ленты. Гусеница состоит из 58 звеньев, соединенных пальцами.

Гусеничная лента имеет ограниченную прочность и менее долговечна по сравнению с гусеничной лентой трактора. Поэтому экскаватор передвигается только в забое или вдоль фронта работ своим ходом. Транспортирование своим ходом гусеничных экскаваторов на расстояние более 3 км запрещается.

Экскаватор Э-652 перевозится с площадки на площадку на прицепах-тяжеловозах (трейлерах) со скоростью до 8 км/ч.

Комментарии закрыты.