Устройство бурового станка ПБУ-50

Все узлы бурового станка находятся на общей раме, которая стремянками прикреплена к шасси базового автомобиля. Механизм станка приводится от двигателя этого автомобиля через коробку отбора мощности, установленную на корпусе раздаточной коробки. Телескопическая мачта в транспортном положении перевозится горизонтально. Подъем и опускание ее осуществляются посредством гидравлических цилиндров. Муфтой сцепления управляют с помощью гидроцилиндра.

На рисунке представлена блок-схема бурового станка ПБУ-50.


Трансмиссия бурового станка частично использует трансмиссию базового автомобиля, далее идут узлы и агрегаты непосредственно бурового станка.

Коробка отбора мощности установлена на раздаточной коробке автомобиля; предназначена для отбора мощности, необходимой для привода буровой установки, которая составляет не более 60 л. с. при 1600 об/м.

Коробка передач с приводом насосов укреплена на раме бурового станка сзади коробки отбора мощности и соединена с нею карданным валом. Коробка передач служит для изменения угловой скорости элементов трансмиссии бурового станка, а также для привода двух масляных насосов гидросистемы. Коробка имеет четыре прямых и одну обратную передачу.

Конический редуктор закреплен на корпусе лебедки, который установлен на раме бурового станка. Поэтому будучи самостоятельным узлом, этот редуктор одновременно является и частью лебедки. Он служит для передачи крутящего момента на вращатель и на лебедку с ударным механизмом. Его передаточное число — 1,0.

Лебедка состоит из редуктора привода, барабана и двух планетарных передач (барабана и ударного механизма). Барабан снабжен тормозными устройствами и механическим тросоукладчиком. Лебедка предназначена для подъема и спуска бурового инструмента (бурового става), обсадных труб скважины, железобетонных или деревометаллических колец шахтных колодцев; может быть использована и как вспомогательная при подъеме или подтаскивании тяжестей.

Ударный механизм и лебедка, благодаря наличию планетарных передач могут работать как порознь, так и одновременно.

Ударный механизм применяется при ударно-канатном (ударно-поворотном) бурении для подъема и свободного сброса бурового снаряда; состоит из планетарной передачи (редуктора), укрепленной па валу барабана лебедки слева по ходу автомобиля; двух кулачков, сидящих на концах этого же вала и передающих вращение двум кривошипам; двух Шатунов с наружными амортизаторами; двух кривошипов ударного механизма; вала и ролика (блока).

Угловой редуктор передает крутящий момент от конического редуктора через вертикальный вал, соединительную зубчатую муфту внизу и предохранительную пальцевую муфту вверху на верхний редуктор; включает в себя корпус и пару конических зубчатых колес.

Верхний редуктор установлен на верхней плите мачты и предназначен для передачи крутящего момента от вертикального круглого вала на вертикальный же трехгранный ведущий вал вращателя бурового инструмента.

На верхнем конце трехгранного вала на подшипниках укреплена траверса с двумя крон-блоками, которые имеют общее ограждение, предотвращающее сход троса с канавок блоков во время работы лебедкой. Нижний конец трехгранного вала входит в ступицу первичной шестерни вращателя.

Вращатель является последним звеном трансмиссии бурового станка; передает вращение от трехгранного ведущего вала к буровому снаряду через патрон-переходник шарнирного типа; шарнирно прикреплен к каретке бурового станка с помощью специальных втулок. Для бурения вращатель поворачивается влево — назад (по ходу машины) и крепится к каретке тягой. Для перевода в транспортное положение эта тяга отсоединяется от каретки и вращатель поворачивается вправо вперед по ходу автомобиля и затем фиксируется.

Патрон шарнирный передает через переходное звено (переходник) крутящий момент и осевые усилия от шпинделя вращателя на буровую шнековую колонку (буровой став). Шарнирный узел патрона — вилкообразного тина с двумя степенями свободы; обеспечивает «излом» оси патрона на угол до 90°, что позволяет присоединять очередное звено наращиваемого шнека к патрону при нижнем положении вращателя.

Каретка служит для закрепления вращателя и соединяет его с мачтой и гидроцилиндрами подачи вращателя. Гидроцилиндры подачи передвигают по мачте каретку вращателя в верхнее и нижнее положения, осуществляют «подачу» инструмента и выполняют подъемы, требующие значительных усилий (как домкраты). Корпуса двух гидроцилиндров верхними торцами закреплены на траверсе с кран-балками, а концы штоков — на каретке вращателя.

Мачта — сварная с трубчатыми продольными и поперечными из уголкового проката элементами; в нижней части имеет два винтовых домкрата для установки и выверки вертикального положения. Контроль положения мачты ведется по отвесу. Мачта укреплена шарнирно на стойках рамы бурового станка. В рабочем и транспортном положении она фиксируется откидными болтами. Два гидроцилиндра подъема—опускания мачты крепятся к ней серьгами штоков. Проушиной на торцах цилиндров они присоединяются шарнирно к раме.

Органы управления станком расположены сзади, слева по ходу автомобиля, в непосредственной близости от рабочего органа. Они делятся на органы управления механизмами станка, элементами гидросистемы и электрооборудования.

На пульте гидросистемы находятся рукоятки управления ее исполнительными органами. На отдельном щитке размещаются тумблеры и кнопки электродвигателя.

Гидравлическая система заполняется минеральным маслом: Дп-11 - летом; Дп-8 — зимой; состоит из масляного бака, закрепленного на специальных стойках рамы бурового станка наверху над двумя шестеренными насосами (НШ-46 и НШ-10) левого вращения, двух гидроинлиндров подачи вращателя, двух гидроцилиндров подъема—опускания мачты, одного гидроцилиндра управления муфтой сцепления автомобиля, цилиндра включения зубчатой муфты вертикального вала и гидравлического ключа и пульта управления гидросистемой.

С помощью гидросистемы управляют муфтой сцепления автомобиля, осуществляют подачу и подъем вращателя, выключают и включают зубчатую муфту вертикального вала, поднимают из транспортного положения в рабочее мачту и опускают ее обратно в транспортное, обеспечивают работу гидравлического ключа на сборке—разборке бурового става, создают дополнительную нагрузку на бур. Электрооборудование ПБУ-50 предназначено для освещения рабочей зоны в ночное время и выноса контрольных приборов двигателя базового автомобиля на пульт управления буровым станком. Включено оно в систему электрооборудования автомобиля и работает от его генератора и аккумулятора. Рабочее напряжение — 12 В. Освещение осуществляется тремя фарами (ФГ-305) и лампой со шнуром длиной до 25 м.

В комплект установки ПБУ-50, кроме основного и транспортного автомобилей и двух автоприцепов, входит следующее буровое оборудование и инструмент:
- секции шнекового бура (для бурения сплошным забоем);
- набор ударного бурового инструмента для сооружения разведочных и артезианских скважин комбинированным (ударно-канатным и вращательным) способом;
- инструмент для сооружения шурфов и колодцев;
-запасные инструменты и приборы (ЗИП); ремонтно-монтажный инструмент.

Комментарии закрыты.